Арт-метод познания: выдумка, реальность или психотехнология?

Уверена, что многие из тех, кто сейчас читают эту статью, уже слышали такой термин как арт-терапия, а некоторые даже вполне точно могут представить, что это такое. Но также уверена и в том, что многие думают, что это полезно только неуравновешенным и «нервным» детям, агрессивным и злым, уставшим и напряженным людям, психическим больным. Тем, кому нужна релаксация, отвлечение от страданий, возможность «излить душу» на бумагу или в движение, в музыку или танец.  Истоки таких несколько ошибочных мнений и убеждений кроются во многом, но, прежде всего, в общем недоверии к своим собственным художественным возможностям и способностям, и, в целом, к художественному способу познания и самопознания. Попробую вас, уважаемые скептики, убедить в обратном.

Известно, что существуют четыре основных способа познания самого себя и мира. Первый – эмпирический – позволяет получить необходимые знания непосредственно в собственном опыте, посредством взаимодействия и общения, рефлексии и понимания – доступен всем без исключения. Но достаточно ограничен тем же собственным опытом, точнее, теми возможностями (личностными, социальными, культурными…), которые предоставляются нам для его получения и присвоения. Второй – научный – доступен меньшему количеству людей хотя бы потому, что не всем интересен, не все обладают необходимыми способностями к научной деятельности, не у всех есть возможность этим заниматься. Третий – интуитивный способ познания если и используется нами, то только в исключительных случаях и теми, кто уверен в своей интуиции, умеет ей доверять, пользоваться ею как способом контакта со своим внутренним миром. А вот четвертый способ доступный нам не только с самого детства, но и, по данным некоторых научных изысканий еще во внутриутробном развитии, данный нам имманентно, от природы и совсем незаслуженно весьма мало используемый нами осознанно и целенаправленно во взрослой жизни – художественный. Вспомните свое детство или понаблюдайте за детьми, и вы увидите, насколько часто они обращаются к художественному действию: рисованию, напеванию, словообразованию, стихосложению, пантомимическому или танцевальному самовыражению. И не для того, чтобы отдохнуть или отвлечься. Для того, чтобы рассказать что-то важное, выразить то, что не могут сказать словами, продемонстрировать себя и объяснить что-то людям, поблагодарить их или, наоборот, выразить свои опасения или страхи. Художественное творчество для них – это язык коммуникации с самим собой и миром, средство самовыражения и изображения, выражения и отражения. Вы заметили, сколько слов в предыдущем предложении основано на слове «образ»? А ведь психика – это субъективный образ объективной реальности. Подчеркиваю: именно образ. Следовательно, психические процессы, феномены, проблемы также имеют образную природу. А кто лучше прочих умеет создавать образы? Художники. Не только те, кто пишет картины, создает скульптуры или снимает кинофильмы. Этимологический словарь подсказывает, что слово «художник» не имеет никакого отношения к слову «худой». Оно произошло от древнего русского слова «худога», которое означает «мастер», а мастера могут быть в любом деле. Не зря мастеров своего дела называют искусными. Еще одно интересное мнение о сути слова «художник» высказывает ученый, психолог С.П. Иванов. Он предлагает выполнить простое действие: переверните три первых буквы слова «художник» и вы прочтете слово «дух». Вполне логично сделать вывод о том, что термин художественный может интерпретироваться как демонстрируемый духовный. Возможно, что это игра «в слово», но она приводит к интересным выводам. Попробуйте поискать разные слова в слове «образ» и вы тоже найдет много интересного: «Ра» (солнце, идеал в Древнем Египте), «раз» (начало счета) и «аз» (первая буква древнерусского алфавита), даже «бра» — настенный осветительный прибор, домашний и уютный. Смысл, конечно, каждый в праве придавать свой, но вывод о том, что такое количество информации в одном слове не может быть случайным, однозначный. Все это и многое другое, что нельзя вместить в рамки одной маленькой статьи, свидетельствует о том, что художественный способ познания единственный доступный всем без исключения. Вне зависимости от уровня образования, возраста, пола, социального или какого-либо еще положения. Ведь каждый из нас обладает образным мышлением, воображением. Каждый чувствует, переживает. Каждый хочет рассказать о том, что для него важно и почему. Но очень часто не находит нужных слов, или воспринимает далеко не все, что может и что важно.

Значит, у каждого есть возможность и необходимость воспользоваться художественным способом познания. Особенно в сложных жизненных ситуациях. Тогда, когда все другие пути уже использованы и не дали желаемого результата. Тогда, когда эмоции захлестывают, а «умные» мысли опаздывают или «приходят опосля». Тогда, когда хочется избавиться от чего-то непонятного страшного, тревожного, горестного или раздражающего. Тогда, когда надо более глубоко и полно воспринять, что понять, принять и научиться с этим жить. Тогда, когда тебе как Золушке мачеха-судьба дает непосильное задание «познать самое себя» или ставит перед выбором. Вот именно тогда, обращаясь к художественному способу познания (арт-методу, как принято это называть в современной науке и практике), мы получаем ту информацию, которой не хватало для более полного понимания и восприятия своей жизненной ситуации, получаем возможность преодолеть в художественном действии и взаимодействии самого себя настоящего и обрести себя перспективного (говоря словами Л.С. Выготского «возвыситься над собой»), открыть себя и этот мир.

Само собой разумеется, что если данный способ столь информативен, оказывает активное и глубокое воздействие на психическое состояние человека (при чем не очень-то для него заметное), значит, необходимо научиться его применять. Нужен проводник в этот сложный, наполненный очень интересными событиями собственный художественный мир. Нужен арт-терапевт – психолог, который по специфике своей деятельности умеет создавать художественную, эмоционально и познавательно насыщенную, защищенную от оценок, критики, скепсиса среду, в которой можно и мыслить, и переживать, и создавать, и открывать. Можно оставаться собой, превращаясь в другого. Можно фантазировать не отрываясь, а приближаясь к реальности. Можно быть автором, создателем своего мира одновременно оставаясь его частью. Поэтому все чаще арт-метод применяется не только как форма психотерапии, но и органично включается в процесс консультирования наряду с другими методами: эрексоновским гипнозом, сократовским диалогом, трансактным анализом, практиками НЛП…    Ведь сфер для применения арт-метода множество: внутриличностные и межличностные конфликты, стрессовые и посттравматические состояния, негативные психоэмоциональные состояния, личностные и коммуникативные проблемы, самосознание и самопознание, совершенствование образа Я и картины мира, обретение уверенности в себе, создание эффективного и позитивного отношения к себе и миру, амплификация (обогащение) своего внутреннего мира и способов коммуникации с миром внешним.   Таков уж художественный мир. Он может многое. И это уже – аксиома.

Добавить комментарий