Если ребенок — левша

На консультацию по определению готовности ребенка к школе пришла мама с сыном. Мальчик плохо держал карандашик в руке, коряво рисовал узор, с трудом определял на слух количество звуков в словах, отвлекался. При обсуждении результатов мама понимающе кивала головой, а потом сказала: «Может, это оттого, что он переученный левша? Он пользовался в основном левой рукой, а мы старались все перекладывать ему в правую…»

В последние годы широко распространилось убеждение, что левшей не стоит переучивать. Давайте разберемся, почему.

Интересно, что в большинстве языков, в том числе в русском, понятие «правый» означает «правильный», а «левый» несет в себе какой-то негатив. В переводе с французского — это неуклюжий, с английского  — лицемерный, с итальянского — лживый.

Во многих странах леворукость считалась аномалией, ее выжигали каленым железом. По правилам мусульманского Востока нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять, так как считается, что у левши рука «нечистая».

Среди наиболее известных, хотя не всегда достоверных, фактов жизни левшей встречаются такие:

  • левши составляют 20%  всех талантливых людей, а правши  — 5%;
  • среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин;
  • левши чаще получают травмы и живут меньше, чем правши;
  • у них часто встречаются речевые нарушения.

Врачи и психологи отмечают, что часть из них — это мифы. Например, когда говорят: «Он леворукий, и поэтому у него нарушение речевого развития», «Он леворукий и поэтому гениальный». Нельзя выделить какое-то качество, которое было бы характерно для всех без исключения леворуких людей.

Сегодня феномен леворукости вызывает большой интерес у разных специалистов. Даже промышленность начала выпускать аксессуары, приспособленные специально для левшей, например, компьютерные мышки, инструменты, тетради и прочие вещи.

 

В ЧЕМ ПРИЧИНА?

По вопросу о происхождении леворукости нет единого мнения. Одни исследователи считают, что леворукость — результат привычки,  другие — что она обусловлена наследственностью, третьи — что возникает в результате повреждения левого полушария головного мозга (например, при родовых травмах).

Строго говоря, понятие «левша» не совсем правильно, вернее говорить «леворукий». Очень немногие люди одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. В большинстве случаев одна рука является ведущей. То же происходит с другими парными органами человека: один глаз «ведущий», а другой — «подчиненный»; одно ухо воспринимает более активно, чем другое; одна нога делает шаг длиннее.

Настоящий левша — это человек, у которого ведущую роль играет не только левая рука, но и левые ухо, глаз и нога. Если же человек предпочитает левую руку, но имеет ведущую правую ногу, правое ухо и глаз, то он не является «левшой» в полном смысле этого слова. Ведущую правую руку имеют около 90% людей, лишь 10% — левую, а «чистых» левшей меньше 0,1%.

Использование левой или правой руки в качестве ведущей зависит не от желания человека, а от особенностей функционирования его мозга. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявляться не сразу, через несколько лет.

До недавнего времени леворуких детей часто называли «правополушарными», имея в виду то, что более активным, доминантным у них является правое полушарие мозга, следовательно, они лучше владеют левой стороной тела. С этим также связывались  их способности, способы переработки информации. Последние исследования доказывают, что у всех людей, у детей особенно, в организации любой деятельности участвуют оба полушария, работая как единое целое.

ЭКЗАМЕН ДЛЯ ЛЕВШИ

 Как определить, левша ли ваш ребенок? До 4-5 лет любые прогнозы малодостоверны. Начиная с момента, когда ребенок полноценно пользуется руками для захвата и исследования предметов до 2,5 лет, ему все равно, в какую руку что-то брать. Поэтому если родители настойчиво вкладывают ему ложку или игрушку в правую руку, то малыш благополучно превращается в правшу. Если же родители не обращают внимания, какую руку предпочитает их ребенок, то он может стать левшой. Только около 4,5 лет у ребенка начинает формироваться устойчивое предпочтение той или иной руки.

С этого возраста вы можете внимательно наблюдать за тем, как ребенок выполняет ряд действий, где нужно одной рукой удерживать предмет (пассивная рука), а второй производить активные действия (ведущая рука). При этом ребенок может быть «бытовым левшой», но графическим правшой, то есть более ловко выполняет бытовые действия левой рукой, а графические (письмо, рисование) — правой. Возможен и обратный вариант.

Ведущий глаз, как правило, труднее закрыть, им неудобно подмигивать, но удобно рассматривать предметы через свернутый в трубочку журнал. К ведущему уху мы обычно прикладываем трубку телефона, им же прислушиваемся к тихой речи. Для подпрыгивания на одной ноге, подъема на ступеньку или быстрого удара по мячу первой используется также ведущая нога. Уже на основании этих наблюдений можно делать первые выводы.

ОСОБЕННОСТИ  ЛЕВШЕЙ

 Считается, что дети-левши более ранимы и впечатлительны, чем правши. Они  доверчивы, непосредственны, капризны, часто хуже привыкают к смене обстановки. Такие дети раньше начинают рисовать, лепить, что-то мастерить, у них хороший слух и развитое воображение, они значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, имеют большую художественную одаренность.

В младших классах они могут столкнуться с проблемами в чтении и письме, но при правильном воспитании и обучении их можно сгладить и развить природные способности, которые со временем могут перерасти в талант. Наиболее характерное и загадочное проявление левшей — зеркальное письмо, связанное с трудностями формирования пространственных представлений, различия правого и левого, верха и низа. Полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10-11 лет.

Родителям такого ребенка можно порекомендовать:

  • создать дружелюбную атмосферу в семье, в которой бы ребенок чувствовал себя принятым и желанным;
  • не переучивать ребенка в «праворукого», уверить его в том, что «леворукость» — это нормально и не делает его хуже или лучше других;
  • не акцентировать внимание на особенностях ребенка в присутствии посторонних.

Наиболее характерное и загадочное проявление левшей — зеркальное письмо, связанное с трудностями формирования пространственных представлений, различия правого и левого, верха и низа. Полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10-11 лет.

 

ПЕРЕУЧИВАТЬ ИЛИ НЕТ?

В СССР левшей упрямо переучивали до 80-х годов, заставляя писать и рисовать правой рукой, как все.  Ломка оборачивалась неврозами, дефектами речи, комплексами. Мальчики становились неусидчивыми, расторможенными, девочки вялыми и плаксивыми. У детей появлялись головные боли, неуверенность в себе, нервные тики, заикание. Сегодня рекомендуют переучиванием не заниматься. И все-таки есть родители, мечтающие, чтобы их ребенок-левша был как все, не испытывал трудностей в школе, для чего переделывают его в правшу.

В школьной практике иногда бывали случаи, когда ребенка-левшу научили писать правой рукой, а при столкновении с трудностями обучения письму уже во втором классе решали его вновь переучить обратно. Двойное переучивание всегда является большим стрессом для ребенка и приводит к тяжелым последствиям.

Леворукость — не дефект, а интересная особенность и даже некоторое преимущество. Так как огромное большинство людей — правши, то почти все предметы обихода сделаны для них, поэтому им нет необходимости использовать левую руку. А левша вынужден пользоваться правой рукой и таким образом развивать ее. В результате многие левши могут с одинаковой ловкостью работать обеими руками.

Добавить комментарий