Готовимся к школе

В первый год обучения в школе родители обнаруживают сложности,  о которых и не подозревали. Это случается потому,  как новые условия предъявляют совсем иные требования к ребенку, чем прежде. Теперь малышу необходимо обладать специальными навыками для успешной учебы и если они не развивались прежде, он оказывается не готов к школьной жизни. Детские психологи дают несколько общих советов, которые помогут в такой ситуации.

1. Если у Вашего ребенка проблемы с запоминанием стишков и другого учебного материала, то существует простой прием, который поможет Вашему малышу. Предложите ему поиграть в интересную игру,   в которой  Вы будете рассказывать короткие истории, а ребенок зарисовывать их. Начните с простых фраз «Катя кушает кашу. Дети играют во дворе. Кошка спит на диване.»  Делайте большие перерывы между сказками, чтобы ребенок успел их зарисовать. Теперь о рисунках: они должны быть схематичными, без подробной прорисовки. Ребенок будет неизбежно увлекаться рисованием. Не расстраивайтесь. Постарайтесь подробно ему объяснить какие должны быть рисунки — краткими, схематичными, передающими суть рассказа.
Затем давайте рисунки ребенку и просите рассказать их по картинкам. Делать это можно спустя несколько часов после рисования и на следующий день. Если ребенок рассказывает не совсем точно, помогите ему, задавая наводящие вопросы. Не забывайте хвалить малыша, он ведь очень старается.
В  одно занятие давайте не больше 3-4 историй. Заниматься желательно каждый день или через день.
Позже уже не понадобятся рисунки. Просто обсуждайте с ребенком то,  что можно было бы нарисовать к той или иной истории. Это позволит ребенку образно представлять запоминаемый материал. Чтобы упростить запоминание ребенку,  прежде чем учить разберите сюжет информации (стишка), непонятные слова. Разделите нужную информацию на маленькие порции и не переходите к следующей порции, пока полностью не заучена предыдущая.

2. Если Ваш ребенок невнимателен, рассеян, не доводит начатое до конца, то его нужно научить планированию своих действий. Прежде чем ребенок начнет что-либо делать,  узнайте у него,  как он собирается это делать. Помогите ему составить подробный план предстоящей деятельности: убирает игрушки — куда какие поставить? в каком порядке?; рисует — что будет на рисунке? каким цветом будет рисунок ? в какой последовательности рисовать? и т.д. Родители должны следить, чтобы планированием ребенок не подменял действие, то есть,  чтобы выполнял запланированные пункты плана. Все законченные дела малыша (подделки, рисунки, порядок в игрушках и т.д.) должны быть выставлены на обозрение другим членам семьи, чтобы они могли хвалить ребенка и поддерживать. Затем  такое планирование и контроль,  за выполнением плана,  станут автоматизмом в поведении ребенка. Конечно, это произойдет не сразу и во всех сферах деятельности.  Но если Вы,  наберётесь терпения и поможете малышу, то все непременно получится. Однако  не стоит браться за все сферы деятельности сразу, так как каждый отдельный автоматизм нужно отрабатывать отдельно.
Сначала ребенку понадобится максимальная помощь взрослых, а в дальнейшем — уже намного меньше. Если ребенку не становится легче выполнять организационные требования, то родители его торопят или завышают требования.

Также можно использовать прием нахождения и исправления ошибок. Дайте ребенку, например, такое задание «Волшебник дал своему ученику задание: нарисуй такую же фигуру, как я! Но ученик постоянно отвлекался и был невнимателен. У него получалось то,  как надо, то неправильно. Найди где ученик ошибся и исправь.» Таких заданий можно придумать множество. Главное приучить ребенка находить ошибки и исправлять их, пока, чужие, но позже он станет исправлять свои ошибки. Это основа организованности.

3. Проведите игры по развитию произвольности (управляемости) поведения.
а) Игра «Да и Нет не говорить»
Требуется подготовить несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка.
— Как тебя зовут? Сколько тебе лет? и т.д.
Изредка задавать вопросы, требующие утверждения либо отрицания.
— «Ты девочка?» и т.п.
Если ребенок выигрывает, то он сможет управлять своим вниманием в школе. Для разнообразия включайте запреты на другие слова: «черное», «белое» и др.

б) Режим и порядок.
Изготовьте из ватмана полоску с желобком, куда вставьте кружечек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем.
Прикрепите полоску на видное место на стене. Объясните ребенку: сделал дело — передвинь кружочек к следующей метке. Дошел да конца — получи приз, сюрприз, что-то приятное.
Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др. Правило, последовательность действий благодаря внешним ориентирам,  из внешних превращается во внутреннее (умственное), в правило к самому себе.
В наглядной форме можно обозначить и сборы в школу, и подготовку уроков, проигрывать любую жизненную ситуацию. Так частная способность быть организованным в данный момент будет способствовать развитию произвольности (управляемости поведения).

в) Донесение.
Пусть ребенок представит, что он разведчик и «пишет» зашифрованное донесение в штаб. Текст донесения диктует родитель — «связной». Ребенок должен предметы зашифровать символами — значками, которые напомнят ему о предмете. Так развивается символическая (знаковая) функция сознания.

Добавить комментарий