Когда ребенок мешает быть хорошим родителем.

Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.(Русская поговорка)

Консультируя и вслушиваясь в жалобы на ребенка, каждый раз удивляюсь, четкой речевой границе между «Мы» и «Он» (ребенок).  «Мы болели…, мы занимаемся…»…..«Он не хочет учиться…, Он хамит…» и еще много разных «Он». Интонация, мимика, тональность все меняется, когда звучат «Мы» или «Он».Казалось бы, ребенок один и тот же, но, как будто их два или же он состоит из двух половинок.

Одна половина ребенка — «выздоровел, хорошо кушает, вежливый» — позволяет чувствовать себя хорошим родителем, который «на все готов ради своего ребенка» и тогда звучит поглощающее «Мы». Растворение жизни ребенка в родительской заботе, поглощение его интересов разными полезностями и нужностями, присвоение жизни ребенка родителем. А уважительные взгляды и кивки одобрения социума являются подтверждением, что линия воспитания выбрана правильно.

Однако всегда есть вторая половина ребенка, которая всем своим существованием нарушает идиллию хорошего родительства. Эта часть заставляет краснеть и стыдиться перед родственниками и знакомыми, ловить на себе косые взгляды и т.д. То есть, раз за разом убеждаться в мысли, что ты плохой родитель не способный воспитать/обучить/вылечить и далее по списку.

Предположу, что непереносимость этой мысли так сильна, что в речи сразу появляется «Он» — враждебный, чужеродный, желающий испортить родительскую жизнь своими выходками.  В рассказах различается только время появления чужеродности в ребенке, кто-то с рождения был «обидчивым, с тяжелым характером», а некоторые в 3 года (7лет) вдруг резко испортились.

Предъявляя ворох проблем с ребенком, родитель не замечает, как избирательно признает свое участие во всем происходящем. Как бы в достижениях/умениях ребенка его заслуга неоспорима и велика, а в детских неудачах/неумениях виноват Он – ребенок. Психологу же отводится роль механика или волшебника, который вдруг исправит все недоразумения в ребенке и восстановит статус-кво хорошего родителя.

К сожалению так не бывает.

Психолог может снять остроту ситуации, поделиться профессиональными знаниями и навыками. Однако только близкий человек может выстроить свое взаимодействие с ребенком так, что желательные изменения обязательно появятся. Конечно, не через день и даже не через неделю, но и Родительство — проект длиною в жизнь.

Нельзя быть родителем одной половины ребенка и сторонним наблюдателем другой.

Ребенок пополам не делится, к счастью, как и родитель. Хорошими родителями все время быть невозможно, да и нужно ли? Разрешите себе и ребенку быть живыми. Разрешите себе сомневаться, ошибаться, расти и развиваться рядом с ребенком, а не вместо него (Мы) и, конечно, не против него (Он). Примите его настоящего, а не иллюзорно-идеально-удобного.

Ирина Владимировна Нечаева

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прокрутить вверх