Компьютер и телевизор + дети и подростки

Компьютер и телевизор + дети и подростки

Я люблю смотреть телевизор. Иногда играю в компьютерные игры. Когда есть возможность, захожу в социальные сети. Но я осознаю, что в моей жизни все эти развлечения занимают свою небольшую нишу, не мешая моей «реальности» — то есть моим обязанностям, отношениям с семьей, удовольствию от работы, встречам с друзьями и другим удовольствиям жизни. Эту статью я пишу для тех, кто обеспокоен чрезмерной увлеченностью своих близких игрой в компьютерные игры, общению с помощью сети Интернет или большим количеством времени, проведенным с телевизионным пультом в руках. Конечно, чаще всего, этим увлекаются дети и подростки, хотя многие взрослые также забывают обо всем, проводя часы перед телевизором.

Обращали ли внимание, что происходит с Вашими чувствами и мыслями, когда Вы смотрите фильм, который Вам нравится или передачу, которая не оставляет Вас равнодушным (причем, под «неравнодушием» я подразумеваю как то, что она доставляет удовольствие, так и то, что передача может сильно раздражать)?

Во время игры в большинство компьютерных игр и увлеченности телевизионными фильмами и мультфильмами человек, обычно, испытывает эмоциональное напряжение, сосредоточенность внимания, не связанные с тем, что ему что-то надо делать с его жизнью. В фильме, передаче создается реальность, в которую мы как будто помещаемся – не телом, но мыслями и чувствами. Мы живем в той реальности, где нам не приходится самим принимать решения и нести за них ответственность, сталкиваться с последствиями своих решений и выборов. В ней мы чувствуем себя мудрыми и успешными и легко можем наблюдать за людьми на экране с позиции «сверху вниз»: каждый болельщик в этой реальности играет лучше игроков сборной по футболу, каждая женщина лучше разбирается в «построении отношений», чем участники передачи «Дом-2»… Здесь же восполняется дефицит эмоций: мы можем поплакать и позлиться без последствий для своей настоящей реальности, испытать палитру чувств, которых нам не хватает в живых отношениях.

Это время человек как бы выключен из повседневной жизни, от которой хочется сбежать: ведь в ней есть трудности, которые намного сильнее расстраивают и вызывают другие неприятные эмоции. В жизни есть много задач и вопросов, которые часто кажутся неразрешимыми. Телевизор и компьютер очень хорошо помогает отвлечь внимание (причем, внимание не только его зрения и слуха, но и эмоций, чувств) от того, как человек живет и от того, какие проблемы у него есть в настоящий период времени. В подростковом возрасте, когда человеку трудно справляться с тем, что происходит внутри него (гормональные взрывы и эмоциональная нестабильность) и еще приходится как-то по-новому выстраивать отношения с окружающим миром, желание сбежать очень велико.

Тем более компьютерные игры устроены очень притягивающе: прошел трудный уровень – ты победитель! Приятно чувствовать себя так, правда ведь? При этом такую награду (высокую самооценку) человек получает за выполнение дела (игры) в очень короткий срок. Сколько сил и времени нужно потратить, чтобы почувствовать себя успешным человеком в школе (как и взрослым на работе)? Предполагаю, что вы знаете это по своему опыту… И так заманчиво за потраченные несколько минут (или часов) почувствовать себя крутым и классным много раз! И тогда эмоциональное и физическое напряжение сменяется удовлетворением, расслаблением и радостью. Тем более, когда в повседневности не очень-то получается чувствовать, что у тебя что-то получается здорово… А критики получаешь прилично, так как спрос увеличился – «Ты же уже не ребенок!»

Социальные сети создают иллюзию реального общения, в которой человек больше «обезопасен», чем в реальности. Здесь, например, каждый может выразить свое мнение (поставить оценку), при этом, может не читать даже ответ на свое высказывание. Или может прочитать и решить проигнорировать его и тут же переключиться на общение с другим собеседником, с которым общаться легче. В реальности это было бы труднее сделать… Здесь же жизнь как будто отфильтрованная…

Почти любой человек (наверное, кроме аутистов) стремится к общению, к контакту, но у многих людей есть страх получить живую реакцию собеседников, которая может ранить, причинить психологическую боль. В социальных сетях и форумах риск раниться сведен к минимуму. Увы, сведено к минимуму тогда и другое – живость, насыщенность и полнота общения, которая позволяет ощущать удовольствие от жизни, от отношений с людьми, палитру эмоций, без которой наша жизнь становится бесцветной, скучной и бессмысленной.

Итак, если человеку не хватает насыщенности в реальной жизни и умений выстраивать живые отношения, справляясь с риском раниться о них, он либо уходит в другую реальность в компьютере или телевизоре, где риска нет совсем или он небольшой, либо находит другие способы выхода из этой ситуации, которые часто не устраивают либо его самого, либо его близких (алкоголь, наркотики, самоубийство).

Так, выглядящая иногда со стороны благополучной жизнь человека, который «всего лишь» целыми днями сидит за компьютером, оказывается не очень благополучной, если смотреть внутренним взглядом этого человека. И тогда будет, с моей точки зрения, жестоко забрать у него его способ делать эту жизнь привлекательнее (телевизор, компьютер), если при этом не помочь ему научиться получать удовольствие от жизни и справляться с той болью, которая реальность нам часто преподносит.

Это и есть тот рецепт, из-за которого я поместила эту статью и в рубрику «Готовые рецепты» на своем сайте: учите своих детей жить полной жизнью! С ее радостью и болью, с удовольствиями и огорчениями! Начинайте с самого раннего детства помогать ребенку выражать его чувства, чтобы боль не была непереносимой. Создавайте для него условия, в которых он сможет почувствовать свой успех, приятные переживания от завершения какого-то интересного дела. И тогда Вам не придется тревожиться по поводу компьютерной зависимости, когда Ваш сын или дочь вступит в подростковый возраст. А тех, у кого ребенок уже нашел для себя такой способ отвлечения от жизни, необходимо  воспользоваться помощью  психолога и  вместе с Вами делать жизнь подростка более привлекательной для него и менее безопасной.

Психолог – Журавлёва Наталья Анатольевна

Добавить комментарий