Шпаргалка для родителей: детская нервность

Если Вы обнаружили у своего ребенка признаки детской нервности, проконсультируйтесь с детским психологом, для получения рекомендаций по оказанию комплексной помощи.

Детская нервность

Психический инфантилизм (психофизическая незрелость, которая при неправильном воспитании приводит к задержке возрастной социализации)

Главный признак – поведение и суждения ребенка соответствуют более  младшему возрасту.

  • Истинный, или простой, инфантилизм: наивность, неприспособленность, уязвимость, жизнерадостность и доброжелательность в сочетании с безмятежностью, неосмотрительностью и неосторожностью. Трудности усвоения норм поведения и общения, выраженное преобладание «хочу» над «нельзя» и «надо». Страдает способность верно оценивать ситуацию, предвидеть последствия своих действий, прогнозировать ход развития событий. Богатая природная эмоциональность отличается поверхностностью, не достигая уровня зрелых чувств. При столкновении со школьной средой есть риск возникновения истерического невроза.
  • Общая психофизическая незрелость по инфантильному типу, гармонический инфантилизм: отставание не только психического, но и физического развития. Ребенок выглядит младше своего возраста: миниатюрен, хрупок, слаб, но при этом подвижен, грациозен и ловок. Чаще ласков и послушен. Спокойно принимает себя таким, какой он есть. Поэтому невроз маловероятен.
  • «Воспитанный инфантилизм» целиком обусловлен влиянием микросоциальных факторов: инфантилизация в воспитании, искусственная задержка возрастной социализации, закрепление неприспособленности к жизни. Ребенок растет эгоистичным, капризным, требовательным к окружению, но не к самому себе, что является предпосылкой формирования истерических черт характера.

 

В отличие от пограничной задержки психического развития при психическом инфантилизме познавательная активность, параметры психоречевого и психомоторного развития соответствуют возрастным нормативам.

Задержка психического развития (ЗПР, пограничная умственная отсталость)

Проявляется в пограничной интеллектуальной недостаточности, при общей сохранности высших психических функций. В наибольшей степени страдают предпосылки интеллекта: рассеянное и неустойчивое внимание, недостаточность произвольной памяти, слабая психическая активность, быстрая истощаемость при умственной нагрузке. Наблюдается низкая познавательная мотивация, слабая произвольность в учебной деятельности, но при этом, в отличие от олигофрении, сохраняется способность к обучению. Такие дети отличаются ограниченностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, наивностью, внушаемостью и повышенной зависимостью от других людей. Они предпочитают ручной труд и механические, наглядные, конкретные виды деятельности, в которых легче добиваются успеха.

Гипердинамический синдром  (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Проявляется с самого раннего возраста в беспокойстве, двигательной расторможенности и отвлекаемости внимания, склонности к перевозбуждению и импульсивности; позднее – в поверхностности интересов и непредсказуемости поступков. При более грубом поражении головного мозга возможна агрессивность. Таким детям больше всех грозит неприятие со стороны окружающих, что может спровоцировать у них ожесточение, протестное поведение и агрессивные реакции. Часто отмечается дизартрия и дисграфия. Пик проявления синдрома —   6-7 лет с обратным развитием в благоприятных условиях к 14-15 годам. При неправильном воспитании есть риск патохарактерологического развития личности («нажитой» психопатии). При неблагоприятном течении ухудшение ситуации приходится на 11-13 лет.

Гиподинамический синдром

Проявляется в выраженной заторможенности и вялости. Мышцы гипотонические, ослабленные. Ребенок неловок, неповоротлив, малоэмоционален, интеллектуально пассивен: его трудно чем-то заинтересовать или быстро переключить на новый вид деятельности. В результате своевременных и продуманных воспитательных воздействий к 10-13 годам у ребенка включается самостимуляция. Вследствие перенапряжения, постоянной критики и насмешек может развиться неврастения.

Невропатия (врожденная детская нервность)

Различают два типа невропатии:

  • возбудимый (двигательная расторможенность, подвижность, импульсивность, вспыльчивость, эгоистичность, неугомонность) и
  • астенический (впечатлительность, ранимость, обидчивость, плаксивость, истощаемость).

Встречаются смешанные варианты. Для страдающего невропатией ребенка характерны физический инфантилизм, соматическая ослабленность, склонность к аллергическим реакциям, недоразвитие ряда систем и функций организма, наличие экссудативно-катарального диатеза и вегетососудистой дистонии. Могут наблюдаться:

  • Нарушения сна: чуткость и беспокойность.
  • Нарушения вскармливания: отказ от груди с 1,5 месяцев, агрессивность (кусает грудь), усталость при кормлении, срыгивание, рвота. Плохой аппетит сохраняется до 7- 8 лет.
  • Нарушения мочеиспускания и дефекации (учащенность или задержанность, ночной энурез, запоры).
  • Контрастность поведения: сочетания робости, боязливости и бесстрашия, отчаянной неосмотрительности, ранимости и конфликтности, вредности и бесхитростности, застенчивости и назойливости, истощаемости и сенсорного голода.
  • Эмоциональная нестабильность: переменчивость настроения.
  • Чрезвычайная подвижность.
  • Ускоренное психоречевое развитие и формирование ориентировочных функций.
  • Перевозбудимость вегетативной нервной системы, аллергическая предрасположенность и метеозависимость.
  • Сверхчувствительность («принцесса на горошине») и повышенная раздражительность.
  • Нарушение терморегуляции.
  • Предрасположенность к вредным привычкам.
  • Возможны аффективно-респираторные приступы.

 

В благоприятной обстановке состояние улучшается и нормализуется к 8 -11 годам. При неблагоприятных микро-социальных условиях высок риск невротизации.

Психогения (функциональные нервно-психические расстройства, при которых отсутствуют морфологические изменения в веществе головного мозга, его ликворных пространствах, оболочках и сосудах)

Различают два типа психогений:
1. Психореактивные состояния — срывы в функционировании коры головного мозга вследствие перенапряжения раздражительного и тормозного процессов. Развиваются в ответ на сильный эмоциональный стресс, связанный с непосредственным действием психогенного «удара», вызывающего шок, страх, тревогу, разочарование, обиду, гнев, подавленность и тоску. Протекают по древним механизмам «двигательной бури» или «мнимой смерти», сопровождаются временным регрессом психики. Предрасполагающими факторами являются психопатические черты характера, соматические заболевания, инфекции, интоксикация, авитаминоз, черепно-мозговые травмы, вегетативная дистония, длительная бессонница. Отличительные критерии: определяющая роль психотравмирующего фактора в возникновении, картине и течении болезненного состояния; психологически понятная связь между психотравмирующей ситуацией и содержанием реакции; принципиальная обратимость расстройства.
2. Неврозы – нарушения интеграции в психической сфере, функциональная дезорганизация личности. Возникают в результате противоречий в особо значимых жизненных отношениях. Определяющую роль в клинической картине играет внутренний конфликт (столкновение позиций сознания и неосознаваемых установок, борьба социальных установок и темперамента, противостояние притязаний и неосознаваемой самооценки), порождающий тревогу, пессимизм, эмоциональную нестабильность и контрастность поведения, заостряющий инстинкт самосохранения до степени болезненного эгоцентризма и страха.

Типы невротических конфликтов:

Типы невротических конфликтов

  • Неврастенический конфликт:

субъективные притязания («могу», «хочу») и социальные требования («надо») против подсознательной самооценки («не сумею», «не получится»); проблема «быть среди других».

  • Истерический конфликт:

эгоистическое желание («хочу» или «не хочу») против социальных требований («нельзя» или «надо») и оценок («стыдно», «некрасиво»); проблема «быть собой среди других» с акцентом на «быть собой»

  • Обсессивно-психастенический конфликт:

субъективное («хочу» или «должен») против субъективного («неприлично» или «опасно» и поэтому – «не надо»); проблема «быть собой».

  • Фобический конфликт:

субъективное («хочу») и социальное («надо») против подсознательного («опасно» и «страшно»); проблема «быть». При неврастении ребенок испытывает чувство неприятия себя, недоверия своим способностям и возможностям, что порождает нерешительность, подавленность, беспомощность и замкнутость. В приспособлении к требованиям действительности доминируют установки: «я – слабый и ничего не могу», «я – болен и имею право на снисхождение, поэтому оставьте меня в покое». Неуверенность в себе, робость и низкая самооценка, вызывающие чувства стыда и вины, парализуют и изматывают ребенка: он быстро утомляется, становится пассивным, капитулирует перед трудностями и не пытается их преодолеть. Проявляется раздражительная слабость – чрезмерное реагирование по малозначительным поводам, ранимость, несдержанность эмоций, нетерпеливость, суетность, повышенная возбудимость и быстрая истощаемость.

  • При истерическом неврозе

доминирует установка «все равно, будет, по-моему».
Средством освобождения или достижения желаемого является мнимая болезнь. Приспособление происходит путем воздействия неосознаваемой сферы психики на физиологические функции организма с воссозданием симптомов того или иного заболевания. Истерические реакции всегда на кого-то рассчитаны. При этом сам ребенок бывает искренне убежден, что он тяжело и хронически болен.

  • Обсессивный невроз

 (невроз навязчивых состояний, которые не подчиняются волевому регулированию) начинается с тревожной мнительности, склонности к навязчивым переживаниям: страх болезни, смерти, ошибки и несчастного случая.
Обостряется инстинкт самосохранения, все новое и неизвестное вызывает беспокойство и опасения. Приспособление к жизни происходит в форме стремления к сверхбезопасности и сверхконтролю. Проявляется в выработке навязчивых ритуальных действий, которые носят символически-защитный характер: предохраняют от возможных и мнимых угроз или являются неосознаваемым способом самонаказания за допущенную ошибку. Такие дети выделяются своей  гиперсоциальностью: они дисциплинированны, педантично обязательны, тревожно осмотрительны.

  • К фобическому неврозу предрасположены дети со сниженным уровнем ориентации в окружающем мире, повышенной впечатлительностью и внушаемостью. Сильный испуг, воспринятый ребенком как прямая угроза жизни, провоцирует болезненное обострение инстинкта самосохранения, вызывает панические состояния и реакции.

Вредные привычки (сосать пальцы, язык, одежду, постельное белье, грызть ногти и кожу пальцев, теребить мочку уха, наматывать на палец и выдергивать волосы, качать головой, ерзать на стуле; мастурбация)

В зависимости от порождающих их причин, вредные привычки представляют собой:

  • Само-стимуляцию, вынужденную замену необходимых организму ритмических движений, способствующих дозреванию и синхронизации биоритмов мозга.
  • Компенсацию недостатка материнского внимания, понимания, заботы и ласки.
  • Компенсацию недостатка впечатлений.
  • Выражение тревоги, страха, неуверенности в себе, внутреннего психического перенапряжения и ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения.
  • Выражение чувства вины и ритуал самонаказания.

Закрепившись, вредные привычки начинают отвлекать ребенка от процесса познания и угрожают инфантилизацией.

По материалам:

  • А. Шувалов. Ю. Постникова

Детская нервность: источники, проявления, квалифицированная помощь.

М.: ИД «Первое сентября»

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прокрутить вверх