Сказка про щенка

Иногда люди сами сочиняют сказки для своих детей, желая объяснить какую-то жизненную ситуацию. Тогда эти истории могут нести гораздо больший «сценарный» заряд, поскольку описывают самого ребенка и его близких. Именно у таких сказок больше шансов стать жизненным сценарием. И не всегда это хорошо.

Машин муж уехал в длительную командировку, когда их дочке Любе было около года. Маша считала свою семью очень крепкой, мужа любила и уважала. Однако он стал писать и приезжать все реже. Как стало известно потом, завел себе любовницу, а когда вернулся, его отношения с Машей совсем разладились. Последовал развод. Надо сказать, что Маша в те годы, пока мужа не было рядом, рассказывала дочке, какой у них папа хороший и замечательный, они вместе записывали видеописьма и с нетерпением ждали его приезда. А когда папа приехал, он был совсем «чужой», что сильно огорчило девочку. Маша придумала для дочки вот какую сказку: «Жили-были хозяин и щенок. Пока щенок был маленький и смешной, хозяин с ним играл. А потом надоел. И хозяин собаку выкинул на помойку. Выбрасывая мусор, хозяин приносил ему косточку в бумажке. Гладил, спрашивал — мол, как ты тут? Не сильно мерзнешь? И шел в теплый дом. К новой породистой собачке».

После того как в жизни Маши появился новый мужчина, ставший впоследствии ее мужем и тем, кого Люба зовет папой, у сказки появилось продолжение: «…один хороший человек шел мимо и увидел щенка. Он не стал думать о его породе и наградах, а просто взял к себе в дом, и жили они долго и счастливо — ходили гулять, вечером сидели на диване… Когда щеночек болел, этот человек его лечил. А когда человеку было грустно, собака подходила, клала ему голову на колени, и хозяину становилось теплее на душе. Может быть, они вместе еще нашли какого-нибудь котенка…»

Что можно сказать про эту сказку? Она вполне могла стать жизненным сценарием Любы, и конец этой сказки не так однозначен. Хорошо, когда в сказке главный герой сильный и смелый и побеждает зло. А если он такой, как сказке про щенка? Щенок — бесправен и беззащитен. Он брошен. Он пассивен, совершенно не борец. Если щенок в конце концов найдет того, кто его «подберет», то это он должен будет ему носить тапки, лизать руки… А на поверку «добрый человек» может оказаться совсем не «добрым мужем», а, например, главой какой-нибудь секты… Более того, эта сказка рассказывается не «просто так», не читается как одна из случайного сборника сказок. Она придумана мамой с «большим смыслом». А по Берну — это прямой призыв (так сказать от подсознания к подсознанию): «Будь как Щенок!» Конечно, Маша ничего такого в виду не имела. Просто обида на мужа была сильна. Отсюда и эта сказочка. Пока Люба еще мала, конечно, непонятно, станет ли эта сказка ее жизненным сценарием. Первая «генеральная репетиция» пьесы осуществляется в подростковом возрасте, а разыгрывается уже во взрослом. Поэтому следует порекомендовать  Маше,  срочно отвести дочку к психотерапевту, если она поймет, что дочка ведет себя как Щенок.

Добавить комментарий