К чему приводит родительская требовательность?

«Ты уже большой, ты должен…»

«Как ты можешь так себя вести?»

«Ты меня позоришь…»

«А если я сделаю тебе больно…»

«Ты уже должен понимать»

«Ты зачем это сделал? Когда же ты уже…»

Удивительно, но я часто слышу эти фразы применительно к детям 2-3 лет. Родители предъявляют им такие требования, соответствовать которым подчас трудно даже взрослому человеку. Вам это знакомо? В вашем детстве это было?

Слышали ли вы хоть раз:

— «Мальчики не плачут. И не боятся.»

— «Девочка должна быть чистой. И красивой. И послушной.»

И еще много всяких должен и должна.

Родительские мотивы понятны – все хотят видеть своих детей счастливыми, с хорошим характером и здоровой психикой. Вот только методы для этого выбираются совершенно неработающие, мало того, чрезмерная требовательность родителей, не соответствующая не только природе ребенка, но и его возрасту, желание родителей поскорее вырастить ЧЕЛОВЕКА, невежество, отсутствие культуры семьи и собственного позитивного опыта взросления приводит лишь к покалеченной психике ребенка, а затем и взрослого человека.

Родители хотят побыстрее видеть своего ребенка ответственным зрелым человеком. Но подобная тактика – как можно раньше начать предъявлять требования – приводит лишь к печальным результатам:

— у девочки формируется ГИПЕРОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Получая завышенные требования от родителей, школы, общества, она СТАРАЕТСЯ ИМ СООТВЕТСТВОВАТЬ. И хотя это невозможно, теперь всю жизнь она будет пытаться допрыгнуть до планки, которая находится выше мирового рекорда по прыжкам в высоту. Она учится сама ставить себе нереальные цели, завышая требования, она пытается зарабатывать любовь любыми способами, беря на себя ответственность за чувства и счастье других людей, сначала своих родителей, затем – мужа, детей, начальника, клиентов и т.д. В ее подсознание крепко входит идея о том, что для того, чтобы другие были счастливы рядом с ней, она ДОЛЖНА делать для них очень много. И чем больше будет сделано, тем лучше для всех. Не трудно увидеть в настоящее время, где оказываются такие девочки – как правило, они тянут лямку семьи за двоих, неся на своих плечах неподъемную ношу, превращаясь в загнанную лошадь, теряя свою женственность и не в силах остановить эту борьбу за счастье всего мира, в конечном итоге оказываются у разбитого корыта собственной жизни. Ведь собой им заниматься некогда, да и никто не научил думать о себе – это не поощрялось.

— у мальчика формируется БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Находясь под давлением нереальных требований, мальчик формирует сценарий «чем меньше сделаешь, тем меньше получишь», он учится уклоняться и избегать любой активности, ответственности, инициативности. Такая тактика позволяет ему не чувствовать вину за свои ошибки и родительское недовольство его результатами, ведь если ничего не делать, то и ошибаться не будешь, и гораздо легче перетерпеть бурчание родителей по поводу того, что он не старается, чем гнаться за их растущими требованиями к нему, которые он НИКОГДА не сможет удовлетворить (а ребенок всегда это чувствует).

А дальше – замкнутый круг. Гиперответственная девочка встречает безответственного мальчика, впрягается в семейную телегу, начиная тащить все на себе, и требовать того же от других, тем самым укрепляя мужа в его безответственности (ведь ее требования для него невыполнимы), этот сценарий они передадут своим детям дальше по роду. Что собственно сейчас и происходит в обществе – в нем все более активны становятся женщины, и все более пассивны – мужчины.

Что с этим делать?

Что нужно знать родителям, которые хотят видеть своих детей ответственными?

И можем ли мы выйти из замкнутого круга, в котором оказались?

Да, можем. Если вооружимся знаниями.

Об ответственности.

Итак.

Во-первых, ответственность – это МУЖСКОЕ КАЧЕСТВО. И это значит, что формировать его нужно у мальчиков. Не у девочек. Любые попытки сделать девочку ответственной будут вредить ее природе, будут превращать ее в мужчину, заставлять отрабатывать родительскую любовь.

В девочке формируется ощущение «рядом со мной ВСЕГДА есть человек, который готов взять за меня ответственность и позаботиться обо мне». Это чувство будет у нее только в том случае, если она находится под защитой ОТЦА, если все свои проблемы она делит с ним. Для этого отец должен хорошо знать женскую природу, оберегать ее и обращаться с девочкой согласно ее потребностям, а не своим представлениям о них.

По своей природе девочка склонна ОТДАВАТЬ ДРУГИМ все лучшее, что у нее есть, это происходит естественным образом, если она защищена, если от нее этого не требуют. Проблема женщины – отдавать слишком много, ожидая, что за это она получит любовь – формируется тогда, когда ей приходится удовлетворять требования других относительно нее, когда акценты в семье ставятся на то, что она сделала, а не на то, что она просто есть и за это ее любят.

Девочка не должна самостоятельно решать свои проблемы, защищать себя, зарабатывать деньги, устраивать свою жизнь, держать себя в руках, быть пробивной – все это она получает от отца, который отвечает за дочь, защищает ее и в срок, когда девочка созрела, передает ее в руки мужа.

Во-вторых, способность брать ответственность, исполнять свои обязанности, различать свою и чужую ответственность – это функции разума. А сильный разум формируется только под влиянием более сильного разума. Т.е. если мы берем семью, мальчик будет в ней расти ответственным, если:

— его отец разумный человек и САМ ответственен и исполняет в семье СВОЙ ДОЛГ. В такой семье женщина и дети находятся под защитой, жена уважает своего мужа и у мальчика естественным образом формируется желание стать таким, как его отец. Он начинает перенимать его лучшие качества, ему этого хочется, ему интересен его отец. Разум мальчика постепенно укрепляется и растет.

— самостоятельность мальчика ПООЩРЯЕТСЯ и радует родителей. Любой навык формируется, если его замечать и поощрять, а не критиковать и требовать. Если с малых лет родители радуются любому проявлению самостоятельности ребенка, если ее замечают, если ей уделяют позитивное внимание – у ребенка будет расти мотивация становится все более самостоятельным и ответственным. Если же родители зациклены на ошибках мальчика, на том, что он не хочет или не может делать, хотя они считают, что он уже должен, его активность убивается.

— родители учитывают возрастные потребности и природу ребенка, а не делают его заложником своих представлений о том, каким он должен быть и что ему положено делать. Они, прежде всего, ДАЮТ свою поддержку, защиту, чуткость, внимание, любовь, заботу, акцентируя внимание на том, что ОНИ ДОЛЖНЫ делать для своего ребенка, а не что он должен им. Когда родители концентрируются на своих обязанностях, в семье есть иерархия, есть главный, есть дух служения, ребенок естественным образом будет раскрывать свои лучшие качества и развивать свою природу.

Это фундамент не только для воспитания ответственности, он нужен для нормального здорового роста.

Понятно, что мало кто из нас может похвастать семьей, из которой мы вышли. Мы не росли в идеальных условиях, нам не помогали раскрывать свою природу, на нас и наши потребности вообще мало обращали того внимания, в котором мы нуждались и нуждаемся до сих, поэтому у нас неизбежно будут трудности в воспитании своих детей.

Нам будет трудно раскрыть в них необходимые качества.

И, опять же, начинать нужно будет не с детей, а с себя.

Если мы сможем заложить новую тенденцию, если мы хотя бы посмотрим в новом направлении и начнем делать шаги в другую сторону, нашим детям уже будет легче продолжить наш путь.

Самое лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка:

— если вы мужчина: найти мужчину-учителя, под началом которого будет зреть ваш разум, который будет помогать вам понять законы и принципы, действующие в этом мире, к которому вы можете обращаться с любыми проблемами и перед которым вы будете нести ответственность за свою семью и исполнение своего долга.

— если вы женщина: найти мужчину, с которым вы будете чувствовать себя защищенной. Хорошо, если это будет муж, но если вы не воспринимаете мужа, как старшего, он сам нуждается в вашей защите, тогда вы можете найти сильного мужчину-учителя, которому будете служить и получать его покровительство.

Это естественный порядок вещей, таким образом (получая покровительство более сильного и разумного) мы способны расти и раскрывать свою природу в соответствии со своим предназначением. Поэтому так много и говорится сейчас о поиске духовного учителя – каждому из нас нужна рука, которая поможет нам выбраться из болота невежества, в котором мы оказались, каждому нужен человек, который поможет увидеть жизнь с ее прекрасной стороны, поможет найти выход из той ситуации, в которой мы оказались, изменить нашу жизнь к лучшему и задать новую тенденция в своем роду!

Александр Плотников

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Прокрутить вверх